Развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте

Сегодня предлагаем к обсуждению тему: "развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте". Мы постарались полностью раскрыть тему и преподнести ее в удобном виде. Вы можете задать ваши вопросы после прочтения статьи в комментариях.

Развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие [22].

В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность в суставах может значительно изменяться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха. Одним словом, подвижность в суставах увеличивается во всех тех случаях, когда в растягиваемых мышцах, увеличено кровоснабжение и, наоборот, уменьша­ется, когда кровообращение ухудшается.

При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого “переноса” подвижности. Однако он отсут­ствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.

Если в од­них видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность (“шпагат”, “выкруты”, “мост”), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих – требуется максимальное проявление специальной гибкости, на­пример, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в ак­робатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых – необхо­дим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.

Развивая активную подвижность в суставах, большое место нуж­но отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способ­ствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движе­нии, но и их растяжимости и эластичности.

Процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство.

Работа по развитию подвижности в суставах должна предшествовать силовой тренировке, а впоследствии производиться одновременно с ней.[32].

На первом этапе занятий наибольшую эффективность дают пассивные упражнения. Не все упражнения дают одинаковую нагрузку, в статических положениях она больше, чем в маховых, поэтому различной должна быть и их дозировка.

Пассивные движения целесообразно выполнять в 3 – 4 подхода каждое с числом повторений от 10 до 40. Статические положения удерживаются в 3 – 4 подхода по 6 – 10 сек в каждом. Расслабленные висы выполняются в 2 – 3 подхода по 15 – 20 сек. Число повторений и время удерживания зависит не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния – общая усталость уменьшает амплитуду движений, а значит и эффективность развития гибкости.

Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений.

Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых – метод повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы. Они более трудоемки, поэтому необходимо снижать число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность отдыха между подходами.

Упражнения первой группы выполняются в 2 – 3 подхода с 6 – 8 повторениями (вес отягощения – до 2 % от веса тела).

Статическое удержание осуществляется в 2-3 подхода по 5 – 6 сек.

Статическое удержание 3 – 4 сек с дополнительным махом в 2 подхода с 2 – 3 повторениями. При этом между повторениями необходимо расслабление или движения в противоположную сторону.

Упражнения 4-й группы выполняются по 1 разу в 1 – 2 подхода с отягощением в 2 – 3 % от веса тела, которое удерживается 2 – 3 сек.

Между подходами, в перерывах, которые необходимо увеличить до 2 – х мин в первую минуту необходимо расслабленно и спокойно отдохнуть. Затем целесообразно выполнить 3-5 движений в противоположную сторону и сразу несколько свободных маховых движений за счет тренируемой группы мышц. В оставшееся время необходимо расслабить мышцы.

Если в ходе тренировки появляется чувство общей усталости, необходимо дождаться восстановления (1 – 2 мин). При стойком утомлении тренировку следует прекратить.

Для осуществления наиболее оптимальной двигательной активности необходимо в первую очередь развивать подвижность позвоночного столба, тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставов, суставов кисти.

Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений.

Читайте так же:  Боли суставов нижних конечностей

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского слова «stretching» – натянуть, растягивать.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.

Существует различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1 – 5 с, затем расслабление мышцы 3 – 5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

Продолжительность одного повторения) удержание позы) от 15 до 60 с. (для начинающих и детей – 10 – 20с.)

Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 – 30 с.

Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц [46].

Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 – 7 лет до 11 лет у девочек и 12 – у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие [23].

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания [12].

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 % [48].

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 % [48].

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (таблица 4) [43].

Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.

Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 – 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 – 6 лет.

Методика развития подвижности в суставах на уроках физической культуры

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Методика развития подвижности в суставах на уроках физической культуры

При развитии подвижности в суставах у детей обращают внимание прежде всего на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти.

Подвижность, проявляемая в разных суставах, имеет в ряде случаев свое название. Например, подвижность позвоночного столба называется гибкостью, подвижность в тазобедренных суставах – выворотностью.

Читайте так же:  Простуда костей и суставов

Различают активную и пассивную подвижность.

Первая проявляется при активных движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил. Пассивная подвижность больше, чем активная.

Для развития подвижности в суставах применяют несколько методик: методика активных движений, методика пассивных движений, и смешанная методика.

Методика пассивных движений.

Эта методика наиболее распространена в спортивной практике. К движениям пассивного характера относятся упражнения растягивающего действия и развивающие пассивную подвижность в суставах. Упражнения, выполняемые с помощью партнера; с отягощением или с помощью веса собственного тела; с помощью резинового бинта; с использованием собственной силы. К этой группе динамических упражнений можно добавить статические упражнения с сохранением неподвижного положения тела (шпагат, мост, и т.д.)

Методика активных движений.

Если в методике пассивных движений упражнения были направлены на растягивание мышц-антагонистов, то в методике активных движений упражнения направлены на развитие силы агонистов, т.е. противоположных растягиваемым. К активным движениям относятся упражнения, направленные на преодоление: веса предметов или собственного тела; противодействие партнера; сопротивление упругих предметов (например, растягивание резинового бинта).

Примерные упражнения активного характера.

1.Наклоны вперед, выполняемые на наклонно поставленной скамейке, лежа вниз головой.

2. И.П. – то же, но, сделав наклон, удержать статическое положение 5-6 сек.

3.Растягивание резинового бинта ногой с удержанием в высшей точке 5-6 сек.

Упражнения смешанного типа состоят из движений, в которых активность агонистов сменяется активностью антагонистов с непременной сменой режима работы мышц (активные действия сменяются пассивными). Например: из исходного положения лежа на спине вниз головой на наклонной плоскости предельно наклониться вперед, держать это положение 5-6 сек., затем партнер производит мягкий, но энергичный толчок руками на спину (принудительная, пассивное растягивание мышц – антагонистов), после чего лечь в исходное положение. Пассивные движения можно дать и сразу после наклонов на скамейке. Например, серию пружинистых наклонов из стойки ноги врозь.

При проведении упражнений следует учитывать следующее:

1.Начинать упражнение после предварительной разминки, чтобы предупредить получение растяжений мышц и связок.

2.Амплитуду движения увеличивать постепенно.

3.Количество повторений для плечевых суставов должно быть 35-50; для позвоночника 60-70; для тазобедренных суставов 40-50 раз.

4.Упражнения проводить сериями в последовательности: для суставов верхних конечностей, туловища и нижних конечностей, а между сериями применять упражнения на расслабление.

Младший школьный возраст.

Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата младших школьников способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития подвижности в суставах. Именно в возрасте 7-10 лет наблюдаются наиболее высокие естественные темпы развития подвижности в суставах.

Средний школьный возраст.

Подвижность в суставах у девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет достигает максимальных величин. Однако не следует добиваться чрезмерного развития подвижности, которая не должна превращаться в самоцель. Учитель всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать нарушению осанки, плоскостопия.

Примерные упражнения для развития подвижности в суставах:

1.Встать на одной ноге боком к гимнастической стенке, свободная нога на рейке. Скольжение ноги по рейке назад.

2.То же, стоя лицом к стенке.

3.Стоя на полу, отведя таз назад, перехватывая руками по рейке вниз, согнуться и опуститься в положение сидя на полу. Обратным движением выйти в исходное положение.

4.То же, стоя ноги врозь.

5.То же, стоя спиной к стенке.

6.Стоя на рейке на носках, лицом к стенке, пружинистые покачивания вверх-вниз.

7.Стоя ноги врозь спиной к стенке повернуться вправо (влево) и взяться руками за рейку на уровне груди.

8.Стоя спиной к гимнастической стенке прогнуться ( не сгибая ног), взяться за рейку. Постепенно переставляя руки увеличить прогиб.

9.Стоя спиной к стенке, взяться за рейку на уровне плеч. Прогибаясь вперед, выпрямить руки.

10. «Мост» опусканием назад с помощью.

Примерные упражнения для развития гибкости:

1.Различные движения прямыми руками (отведения, махи, круговые движения, и т.д.) с максимальной амплитудой.

2. То же с небольшими отягощениями (0,5-1,0 кг).

[3]

3.Наклоны вперед, в стороны, назад.

4.Повороты туловища влево и вправо, руки в стороны.

5. То же с небольшими отягощениями (0,5-1,0кг).

6.В упоре сидя наклоны вперед до касания грудью колен.

7.Стоя на скамейке, наклоны вперед с прямыми ногами до касания пальцами рук пола.

8. «Мост» из положения лежа на спине.

9.Стоя у гимнастической стенки, махи ногами назад, вперед, в стороны.

10.Из положения выпада вперед пружинящие приседания с постепенным увеличением расстояния между стопами ног.

В данной разработке освещены основные положения развития некоторых двигательных качеств на уроках гимнастики в школе. Нужно помнить, что эффективность работы в данном направлении зависит от условий, контингента занимающихся, а также от педагогического мастерства учителя физической культуры.

Выпускная квалификационная работа Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста (стр. 1 )

Изображение - Развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Fpandia.ru%2Fuser%2Fcontent%2Fuser%2F282165%2Fphoto%2Ftb%2F149977063015sec0

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский Государственный Гуманитарный Университет»

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения

Выпускная квалификационная работа

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста

Выполнила студентка 6 курса ЗФО

факультета физическая культура

Допущена к защите в ГАК

Зав. кафедрой к. п.н. « »________2011 г.

Декан факультета к. п.н., доцент « »________2011 г.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Возрастные аспекты развития гибкости………………………….

1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………….

2.3. Организация исследования…………………………………………….

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

3.1. Содержание педагогического эксперимента. …….

3.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….

Список используемой литературы……………………………….

Актуальность. Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т. д.[32].

Читайте так же:  Клиника тазобедренных суставов

Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития[4].

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение в целом для развития двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, развитие гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].

Цель работы. Повысить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования. Комплексы упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные комплексы физических упражнений будут способствовать эффективному развитию гибкости у детей младшего школьного возраста.

Научная новизна: результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания детей младшего школьного возраста, в соответствии с современной концепцией физического воспитания, новыми положениями по вопросу организации физического воспитания в образовательном учреждении.

Практическая значимость: результаты исследования, практические рекомендации могут быть использованы специалистами по ФК при организации урока физической культуры в образовательных учреждениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Разработанные комплексы физических упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

2. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.

Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме исследования 1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше раз­ница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо прини­мать во внимание в процессе развития и гибкости [4].

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвиж­ность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом воз­растного развития организма.

По мере развития организма гибкость также изменяется неравно­мерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании замет­но повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возра­стает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшает­ся. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляет­ся и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в ре­зультате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [46].

На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.

При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедрен­ных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное зак­лючение требует дополнительных исследований и анализа).

На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [4].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в приложении 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [29].

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов

Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опор­но-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты – техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной коорди­нации, снижению экономической работы часто является причиной по­вреждения мышц и связок.

Читайте так же:  Пищевые добавки для суставов и связок

Одно из определений: гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важней­ших физических качеств спортсмена [38]. Это качество определяется разви­тием подвижности в суставах. Термином “гибкость” целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам пра­вильнее говорить “подвижность” (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [29].

Методическая разработка (физкультура и спорт) по теме:
Исследовательская работа: “Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста”

Изображение - Развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2013%2F03%2F05%2Fpicture-207999-1362509156

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки, аэробика и т.д.). Уровень гибкости обуславливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

«РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Автор: учитель физической культуры

Ягудова Ирина Юрьевна

Глава 1. Современное состояние изучаемой проблемы 4

[1]

1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости 4
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов 6
1.3. Методы воспитания гибкости 13

Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Цели, задачи, организация и методы исследования 33

[2]

2.1. Цель и задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования 37

Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение 37

3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости 37
3.2 Результаты исследований и их интерпретация 40
Выводы 45
Список использованной литературы 47

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки, аэробика и т.д.). Уровень гибкости обуславливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном, лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

Цель работы . Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.

Объект исследования . Урок физической культуры, направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.

1 Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
ГЛАВА 1. Современное состояние изучаемой проблемы.

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель работы. Исследовать воспитания гибкости младшего школьного возраста.
В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

Таблица 5
Некоторые параметры оценки гибкости(по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Параметры / Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки(см).
+15
+ 5

– 5
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град).
70
90
95
100
Угол туловища к горизонту при наклоне вперед в положении сидя (град).
5
15
25
35
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град).
182
180
178
175
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град)
180
178
175
172
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град)
180
178
175
172

2.3. Организация исследования.
Вся программа исследований была выполнена в три этапа. Первый этап проводился с сентября по октябрь 2003 года. Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Второй этап (сентябрь – декабрь 2003 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 3-го класса (средний возраст – 10 лет) школа № 904 города Москвы. Под наблюдением находились 20 человека. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.
Третий этап предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

Читайте так же:  Боль в суставах пальцев причины

ГЛАВА 3. Полученные результаты и их обсуждение
3.1 Комплекс упражнений для воспитания гибкости
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном “разогревании” мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Круговые движение головой вправо.
2. – Круговые движения головой влево.
2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.– Круговые движения руками вперед.
2..– Круговые движения руками назад.

4. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1. – Отведение рук в стороны.
5. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Наклоны туловища вперед.
2. – Наклоны туловища назад.
6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
1. – Вращательное движение голени вправо.
2. – Вращательное движение голени влево.
7. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
1. – Вращательное движение голени влево.
2. – Вращательное движение голени вправо.

Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.

1. И.п. – о.с.
1. – Рывки руками, правая рука наверху, левая внизу, 10 раз.
2. –Рывки руками, правая рука в низу, левая наверху, 10 раз.

2.И.п. – о.с. руки перед собой.
1. – Наклоны туловища вперед, стараясь достать пол, 10 раз.
2. – Наклоны туловища назад,10 раз.

3. И.п. – сидя на мате, руки перед собой.
1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.

4. И.п. – сидя на мате, руки перед собой, партнер стоит сзади.
1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на полу.
1. – Приседание на шпагат.

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения Для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку так, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) – 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.

Контрольная группа – ученики 3а класса школы № 904

Источники


  1. Псориаз и псориатический артрит / В. А. Молочков и др. – М. : КМК, Авторская академия, 2007. – 332 c.

  2. Вальдман, В. О ревматизме / В. Вальдман. – М. : Государственное издательство медицинской литературы, 2009. – 132 c.

  3. Реуцкий, И. А. Диагностика ревматических заболеваний. Руководство для врачей / И. А. Реуцкий, В. Ф. Маринин, А. В. Глотов. – М. : Медицинское информационное агентство, 2011. – 440 c.
Изображение - Развитие подвижности суставов в младшем школьном возрасте 345598734869493202
Автор статьи: Василий Чирков

Добрый день! Меня зовут Василий, чуть менее 11 лет работаю терапевтом в муниципальной клинике. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте, всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here